Белорусы продолжают углубляться в ЗОЖ. Увлеченно тягают железо в тренажерках, напрягают легкие, наматывая километры в бассейнах, и бьют людей с их же согласия в бойцовских клубах. Ко всему этому великолепию добавляется плавная, спокойная и подчеркнуто пацифистская йога, которая имеет к спорту лишь частичное отношение, но все равно набирает популярность. Откуда это? Зачем белорусскому человеку выполнять цикл упражнений «Приветствие солнцу»? Насколько все это дорого? Придется ли стоять на голове и уходить в астрал?
Встречаемся с Еленой и Алексеем в йога-студии — просторном помещении, залитом светом. Садимся не обремененные обувью на коврики и начинаем беседовать. Ни один из них профессионально не связан с йогой. В миру Елена заведует IT-школой.
А Алексей — по образованию повар, который последние 15 лет занят в питании на самых разных позициях. Сейчас дает консультации по пище и думает об открытии сети доставки вегетарианской еды.
— Популяризация йоги происходит несколько последних лет, — говорит Елена, аккуратно держа спину. — Интерес возник и по той причине, что это ЗОЖ, и по той причине, что в дополнение ко всему это духовная практика.
В продолжение темы Алексей рассуждает о базовых потребностях:
— Люди, у которых они уже закрыты, начинают интересоваться чем-то более глубоким. Тренд формируют ребята, испытывающие нужду не просто в удовлетворении базовых потребностей вроде сна, еды, крова и физической нагрузки.
Елена практикует йогу вот уже десять лет. Показатель не рекордный (есть люди с опытом в 30 лет), но внушительный. Девушка и ранее занималась восточными практиками, но ощущала недостаток информации.
— Шел внутренний поиск. Я задавалась вопросами: зачем мы живем? Становилось понятно, что еда, работа, «выйти замуж», «окончить университет» — это не все. Есть что-то еще. В итоге поиск вывел на йогу совершенно случайно.
Елена работала в издательстве, когда ей попалась книга по йоге. Стояла задача отредактировать рукопись.
— Человек рассказывал о направлении в целом и своих семинарах в частности. В итоге я выбралась на один из таких. И там поняла, что вот оно! Тут есть и физический аспект, и личностный, и духовный.
Если берем общий вал, то процент распределяется следующим образом: 10 мужчин на 90 женщин.
Девушка заморочилась настолько, что в итоге стала инструктором по йоге. В принципе, и сейчас не все спокойно реагируют на эту тему, а десять лет назад ситуация была радикально сложной.
— Все кричали, что это бред, и задавались вопросом: «Зачем все это? Это что-то индийское, непонятное нашей культуре и человеку». Мне говорили, что я не от мира сего, что со мной все понятно, что я витаю в облаках. Очень часто я слышала: «Это какая-то секта! Вообще непонятно».
Так вышло, что йога Алексея тоже стартовала с книги.
— В детстве у меня было несколько любимых настольных книг. «Справочник фельдшера», «Буклет открыток из Петергофа» и «Йога: дыхательные гимнастики индийских йогов». Последнюю отцу дали на сдачу в книжном магазине, как это водилось в СССР. Вот я и крутил ту книгу с трех-четырех лет.
Потом Алексей повзрослел, стал пробовать ходить в тренажерку, но в 27 лет снова пересекся с йогой, которую веско практикует вот уже пять лет.
— Знакомый активно приглашал меня, но я отказывался и думал: «Снова какое-то сборище, будут петь, бить в бубен да ходить по улице. Наверняка потребуется книжки людям предлагать». Меня уговаривали два года — и я все-таки пришел на первое занятие. Как-то не по кайфу мне было жить, вот и решил попробовать что-то новое.
У молодого человека имелось совершенно конкретное условие: «Если скажут стоять на голове, я разворачиваюсь и ухожу».
— Мне показалось это глупым. Ну, что за цель: прийти и стать на голову. То была моя подстраховка. Кстати, до сих пор не стоял ни разу. Может, когда-то приду к этому.
Алексей — редкий мужчина, практикующий йогу. По большей части ее адепты — женщины. Есть даже укоренившийся гендерный стереотип.
— Публики довольно много, и стереотип уже разрушается. Да, большинство — женщины. Но порой они не настолько гибкие, как единичные мужчины. Если берем общий вал, то процент распределяется следующим образом: 10 мужчин на 90 женщин.
Йога — лишь отчасти спорт. Оттого алчущим радикально быстрого похудания вряд ли подойдет.
— Йога — не короткая дистанция, — поясняет Алексей. — Это структурная система ценностей. Смысл не в том, чтобы похудеть. Просто научившись тем или иным асанам, ты станешь чувствовать каждую мышцу. Знаете, мы пропускаем через себя много материала по йоге и видим действительно животастых ребят, которые вытворяют просто нереальные вещи. Так что успех в йоге не соотносится с весом. И даже не соотносится со способностью закинуть ногу за голову.
— Йога не причиняет никакого вреда, — дополняет Елена. — Вот в качалку не все могут ходить. Особенно если есть вопросы по позвоночнику. А йога позволяет делать столько, сколько может тело, и в любом случае приносит эффект. Человек начинает лучше себя ощущать, повышает свою гибкость, делает мышцы более эластичными.
Существует стереотип, будто медитация — это максимальная концентрация на чем-то конкретном.
Если растягиваться, как на фитнесе, вверх-вниз-вверх-вниз, это сложно для позвонковых дисков. Йога в данном отношении более плавная и последовательная. Потому ею могут заниматься люди всех возрастов — от 8 лет до бесконечности. У нас даже бабушки периодически появляются.
—Если вы занимаетесь игровыми видами спорта (футболом там), мотивация ясна — победить. Если вы ходите в качалку, мотивация тоже ясна — стать больше и сильнее. А что йога, в которой начисто отсутствует соревновательный момент?
— Смысл в том, что со временем порог возможностей становится ниже, — отвечает Елена.
— По прошествии определенного срока ты начинаешь понимать, что уже по-другому реагируешь на жизненные ситуации, — включается Алексей. — В тебе открывается что-то новое. Хороший внешний вид — просто бонус. Смотрите, через месяц после начала занятий ты дотягиваешься до колена, через год — до пола. И эта гибкость появляется во всем. Не только в способности достать до носка ноги, но и в способности спокойнее воспринимать жизнь. Гибкого и мягкого не сломаешь. Если в спорте «выше, быстрее, сильнее» и важен результат, то в йоге главное — процесс. Это приносит внутреннюю гармонизацию. Мы создаем фундамент хорошего мироощущения, которое позволяет успешнее справляться с поставленными задачами в жизни.
И Алексей, и Елена сидят с идеально ровными спинами и почему-то не устают. И выглядят крайне умиротворенными.
— Есть еще одна важная штука. Йога привносит в тебя стабильность. Нас же очень многое выводит из равновесия — и оставаться центрированным довольно сложно. Да и в принципе йога дает ощущение счастья. Мы ведь постоянно ищем его вовне. Да, получать счастье можно от походов в кино, но изначально оно находится внутри. А внешними аспектами это счастье можно еще больше увеличить.
Развиваем беседу о нашем человеке, который живет ожиданием неприятности. Мол, ее незримое присутствие как будто заставляет белоруса действовать и создает жизненную мотивацию.
— Когда начинаешь разбираться, оказывается, что белорусские люди хотят счастья, но ничего для этого не делают, — делится Елена. — Я не говорю, что йога спасет страну. Нас вообще периодически называют «сектантами». Типа, что ж это за белорусы такие, которые постоянно счастливы, наверняка что-то не так. Просто мне кажется, наши люди как будто парализованные. Будни заставляют их не хотеть делать что-то большее. Сделаю так — и все, все равно никому ничего не надо, никому ничего не хочется изменить. Вот и получается состояние депрессии. А если ее убрать, появится больше моральных сил, наличие которых позволяет быть намного конструктивнее.
Алексей вспоминает людей на болоте:
— Это не что-то плохое. Просто мы консерваторы по своей сути и не так быстро воспринимаем новое. Консервативность приводит к закрытости. Это определяет и внутреннее состояние. И белорусов нужно раскрывать. А осознание внутреннего счастья может привести к изменениям во внешней среде.
Большинство людей в йоге смущает духовный момент, который сразу же наводит на мысли о чем-то подчеркнуто религиозном. Ребята отнекиваются, мол, никаких лекций, ритуалов и свечей. Весь смысл в том, чтобы начать чувствовать себя лучше.
Знаете, туроператоры уже активно спекулируют на йоге.
— Мы практикуем медитации и воспринимаем их как внутренний процесс общения с собой, возможность понять себя, — говорит Елена. — Существует стереотип, будто медитация — это максимальная концентрация на чем-то конкретном. Но напротив, это полнейшее расслабление, состояние без мыслей, полное физическое отсутствие. Получается, что упражнения дают нагрузку. И после них гораздо проще расслабиться и автоматически попасть в это состояние.
Ребята дополняют, что важно не забывать про дыхание. Это вообще главная часть йоги. Потому как упражнения без правильного дыхания — просто фитнес.
И Алексей, и Елена в свое время ездили по части йоги в другие страны — Индию, Россию, Германию. В основном для обмена опытом. Хотя при этом отмечают, что подобные поездки не сильно способствуют прогрессу в йоге.
— Просто здорово приехать в место, где было придумано твое увлечение, чтобы понять, откуда ноги растут, — говорит Елена. — Знаете, туроператоры уже активно спекулируют на нашей теме. Йога-туры продаются полным ходом. В Беларуси это еще не так развито, но ситуация в мире интересная. Если ты разбираешься, то понимаешь, что есть топовые настоящие учителя и есть много спекулянтов. В Индии обман сплошь и рядом. Наши люди приезжают туда и думают, что вот уже в этой стране все сто процентов практикуют йогу на вселенском уровне и даже обедают на голове. Тамошние ребята это быстро просекли и теперь берут сумасшедшие деньги с туристов. Есть такие аюрведические туры, за которые приходится платить до $4000. При этом лично мы ездили по знакомству к потомственному врачу и за все отдали $200. Условия проживания там практически такие же, потому что это Индия — идеальной санитарии не будет. Но цена совершенно иная. Так что надо знать, куда ехать, чтобы тебя не кинули.
Другая тема, на которую обращают внимание собеседники, — динамические медитации, которые влияют на психику человека и которые, в их представлении, вообще нельзя практиковать без серьезного мастера. При этом в Индии подобные предложения делаются чуть ли не на каждом пляже.
— Просветление — внутренний процесс, который зависит не от места, а от человека, — итожит Алексей. — Хорошо просветлиться можно и на Гоа, и в Серебрянке.
Алексей признается, что многие спрашивают, чем он пользуется в осознанных сновидениях и как выходит в астрал. То есть йога воспринимается даже не религией, а какой-то эзотерикой.
— Люди спрашивают меня: «Когда ты уже перебесишься, йоганутый?» То есть ждут, что я вернусь к «нормальной» жизни. А у меня все хорошо. Нет страха, я работаю, передвигаюсь, придумываю, путешествую. Йога дала мне умение быть активным, когда это нужно, и понимать, когда стоит экономить энергию. А отношение людей… Люди со стороны говорят про «йоганутых». Так им проще принимать некоторые вещи. Это же отдельное умение — принимать других и позволять им быть другими. Ну, вот лучше ребятам пошутить — так они быстрее свыкнутся с этой мыслью.
Елена и Алексей отмечают, что в среднем разовое занятие по йоге обходится в $5, и дают три главных совета:
Елена считает, что нынешняя мода на ЗОЖ не пройдет и скоро мутирует в жизненно важную привычку.
— Мир идет в эту сторону. ЗОЖ будет развиваться и углубляться. Когда люди пробуют заниматься своим здоровьем и это приходится по душе, они, скорее всего, это не бросают. Здоровье и позитив всегда будут в цене. Главное — не переборщить, чтобы обошлось без постоянного «ты должен».
— У человека есть потребность оставаться счастливым несмотря ни на какие преграды. Порядок в здоровье просто способствует этому, — добавляет Алексей.
Новый сервис Onliner.by «Услуги»
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by